Борис Грачевский с детства привык развлекать и смешить. Он родился в Москве, но сразу переехал в подмосковный дом отдыха "Полушкино", где работали его родители. В его паспорте в графе "место рождения" так и написано: "Дом отдыха".
Отец Грачевского, Юрий Максимович, был культработником. Мама работала в библиотеке. Хохочущая толпа, которую развлекал отец, окружала Борю с детства. Он так всем и говорил: "Мой папа человек-праздник". Юрий Максимович проводил вечера анекдотов - желающие рассказывали анекдоты, а культработник на каждый анекдот выдавал по 3 анекдота на эту же тему.
С 5 лет Борис Грачевский стал участвовать в концертных номерах отца, а в 6 понял, что такое настоящий успех. Тогда отец разрешил ему участвовать в своем коронном номере - вместе они угадывали мысли. "Надо было очень много слушать, ждать всякие сигналы, значки, заложенные во фразах", - вспоминает Борис Юрьевич.
Еще в школьные годы Грачевский был дворовым лидером. Однажды они с ребятами решили пойти в школу через речку, которая только-только покрылась тонким льдом. Борис встал на лед, а тот сразу начал трескаться. Отступать назад было стыдно, и Боря решил ползти. Он переполз речку на животе. Ни у кого из ребят не хватило смелости это повторить.
Первая профессия Грачевского – инженер-конструктор. Он должен был строить ракеты, но выбрал кино. Однажды он подошел к отцу и сказал: "Папа, помоги мне, я хочу работать в кино". И отец устроил его на студию Горького грузчиком. Борис Грачевский в реквизиторских цехах, пока его не пригласили на картину "Преступление и наказание". Должность называлась "разнорабочий".
Чуть позже он попал на картину "Варвара-краса, длинная коса" знаменитого режиссера-сказочника Александра Роу. С тех пор Грачевский уже никогда не покидал студию Горького. Днем Грачевский старательно выполнял поручения на съемках, а ночью читал книгу Дейла Карнеги "Как приобретать друзей", чтобы произвести впечатление на новых коллег.
Через пару месяцев Роу полностью полагался на своего нового администратора и даже предложил ему небольшую роль. Эта первая роль Бориса Грачевского в кино – он должен был стать чудовищем, которое живет под водой, высунуть руку из воды и сказать: "Должок!" Валяться на полу возле специального корыта и размахивать рукой в резиновой перчатке был готов только Грачевский. "А потом оказалось, что это моя главная роль в жизни", - говорит он.
Борис Грачевский не боялся никакой работы. Нужно пол помыть – пожалуйста. В эпизоде сняться – запросто. Меньше чем за пару лет молодой администратор освоил едва ли не все кинопрофессии.
В 1974 году появился журнал "Ералаш", куда Бориса Грачевского пригласили уже директором. Создатель киножурнала драматург Александр Хмелик был наслышан об упорном организаторе Грачевском. Он пригласил его работать и не ошибся. Грачевский словно стал для "Ералаша" талисманом. Первый же выпуск дал огромный успех.
С тех пор было показано более 700 сюжетов, а снято - намного больше. Грачевский вырастил несколько поколений звезд. Все они называют его "кинопапой". Еще одно прозвище Грачевского "дядя Боря Ералаш". Уже более 30 лет он руководитель знаменитого киножурнала.
В своем кабинете на киностудии "Ералаш" Грачевский проводит гораздо больше времени, чем дома. В соседнем кабинете проходят кастинги и репетиции маленьких актеров. Грачевский редко приезжает на съемки. Режиссеры, которые снимают сюжеты для "Ералаша", обычно справляются без него. Работа киножурнала отлажена, как часы, и этим Грачевский очень гордится.
Традицию приглашать в "Ералаш" знаменитых актеров, певцов и телеведущих придумал Борис Грачевский. Это стало отличительной чертой "Ералаша". В отличие от детей, зарплата которых вполне сопоставима со взрослой, приглашенные звезды снимаются совершенно бесплатно.
Среди знаменитых выпускников "Ералаша": Саша Лойе, Александр Головин, Сергей Лазарев, Юля Волкова, Федор Стуков.
Когда Влад Топалов снимался в "Ералаше", это был не известный всей стране певец, а пухлый мальчик, которого в школе дразнили "пирожком". По сценарию Топалов должен был играть обжору, который предпочитает пирожки девочкам. На съемках этого сюжета Влад съел столько булочек, что с тех пор ненавидит сладкое.
Скандальная певица дуэта "Тату" Юля Волкова тоже в детстве играла в "Ералаше". Юля отлично сыграла, сюжет получился удачным, и Грачевский решил снимать продолжение. Спустя год Юлю снова пригласили на площадку. Но теперь девочку никто не узнал. Нелепая прическа, красные волосы, безумный макияж. Кроме того, у Волковой выросла грудь. Грачевский заявил: "Мы не берем грудничков". Съемки едва не отменили. Но выход был найден. Во время съемок грудь заматывали девочке эластичным бинтом.
Женился Борис Грачевский в 21 год. В 23 года у него уже появился сын. Потом родилась дочка. Семья переживала разные периоды, но когда дочь выросла, супругов больше ничего не держало вместе. Они прожили вместе 35 лет. Но "Ералаш" отнимал у Грачевского слишком много времени. В итоге семья распалась. После развода бывшие супруги совсем не общаются. Свою бывшую жену он называет "вдовой", словно давно для нее умер. Грачевский считает, что жена просто "не добежала с ним марафон жизни, ей не хватило дыхания".
С дочерью Ксенией Борис Грачевский поссорился и уже 3 года не разговаривает. И никому не рассказывает, почему. Из родных рядом только сестра. Иногда позвонит вечно занятый сын Максим.
Сегодня Грачевский сам заботится о себе. Он старается проводить дома как можно меньше времени. Возвращаясь с работы, Грачевский остается один. Он никогда не ест дома. Просто домашних завтраков ему готовить некому, а готовить самому для себя ему не интересно. Он ходит завтракать в кафе. Раз в неделю приходит помощница по хозяйству.
Борис Грачевский называет своей возраст "первой фазой второй молодости". Каждый день он придумывает себе новое занятие: поет, пишет стихи, недавно снял большое, совсем не веселое кино "Крыша". Он не любит выходные и нетерпением ждет, когда они закончатся.
"Я утром вскакиваю для того, чтобы быстрее что-то делать, я живу в огромном темпе. Такое ощущение, что я марафонец, который фигачит далеко-далеко,- говорит Грачевский. – Сейчас говорят, у тебя получилось кино, смотри, не брось "Ералаш". Ну, как я могу бросить ребеночка, которого, несмотря на 35-летний возраст, надо все время учить ходить, все время держать за ручку!"