Интервью с художником-мультипликатором Юрием Смирновым

5_1.png Сначала на стол вывалились пять рук, потом посыпались головы. Мои глаза полезли на лоб. То, что вытворял художник-мультипликатор "Ералаша" Юрий Смирнов, было просто непостижимо!

- Как придумываются мультипликационные истории в "Ералаше"?

- Когда начинался "Ералаш", меня пригласили рисовать название и титры, ведь в первых выпусках никаких картинок не было. Потом решили, а что, если в начале делать коротенькие мультики? Так до сегодняшнего дня я в одиночестве и пишу сценарии, рисую и снимаю свои мини-мультики.

Мне говорят название сюжета, и я придумываю историю. Если называется "Любовь" - это ужасно, потому что я сразу же не знаю, что делать, а если "Разбитое сердце", то уже лучше. Я представляю себе - вот сердце, вот оно разбилось. А что, если такое большое сердце, и в нем маленький мальчик, а рядом девочка, которая его разбивает. И так придумывается история.

Главное - не сдублировать сюжет. Снимаю я за один день, а вот придумываю гораздо дольше - это зависит от настроения.

- А кто важнее в мультиках - режиссер или мультипликатор?

- Режиссер мультфильма (почти все они обязательно художники) очень сильно отличается от режиссера игрового фильма, от него зависит гораздо больше, ведь актеров нет, и работа оператора сводится к технической. Художник-постановщик разрабатывает персонажи. Художники-мультипликаторы - рисуют важные, ключевые моменты. А потом начинают работать фазовщики (рисуют все фазы движения), контуровщики, заливщики. Часто режиссеры мультипликации проходят в своей работе все эти ступеньки. А я вообще все это научился делать сам.

- Ваши мультфильмы очень запоминаются, в чем секрет?

- О, спасибо за комплимент. Вообще, художника обязательно надо хвалить, это помогает в работе. Мои мультики - часть "Ералаша", а его любят все. Я думал о причине популярности "Ералаша". Как ни крути, но наше детство - это такая штука, которая никуда от нас не уходит. Вот почему "Ералаш" жив до сих пор - он обречен на успех. Детям он нравится. И когда они вырастают, то говорят своим детям: "Сейчас "Ералаш" будем смотреть".

- А как определить, вырастет из сына свин или художник?

- Когда моим сыновьям исполнилось три-четыре года, я уже знал, будут ли они художниками. Это видно по рисункам.

- Это как?

- У одного хорошие, у другого - плохие. Непрофессионалу сложно заметить. Когда девочки тщательно вырисовывают куколок и цветочки, это ни о чем не говорит. Но вообще-то есть теория, что можно всех научить рисовать. Ведь что такое рисовать - это грамотно передавать зрительные впечатления и уметь изобразить перспективу, светотени и так далее. А вот художником стать сложнее. (Мне, правда, немного неловко говорить о себе так. Думаю, что сказать "я - художник", это все равно, что сказать "я - красавец".)

Стиль рисунка определяется с самого детства. Естественно, я в детстве рисовал именно карикатуры, шаржи, острые рисунки. Теперь, когда я делаю свои рисунки, то не стараюсь специально сделать их запоминающимися. Главное, слежу, чтобы не было гадостей. Мне несколько раз говорили, что мои герои очень добрые. Но, вообще-то, это характерно для нашей мультипликации, в отличие от американской, где герои с милыми улыбками поедают друг друга.

- Какими мультики будут через сто лет?

- Не знаю. Но техника мультипликации уже в 20-30-е годы была такая разная, что хочется сказать: неужели можно еще что-то придумать? Например, я видел болгарский мультфильм "Корова, которая", там весь сюжет разворачивается на куске ткани, который вышивает иголка, а по нему же ходит еще и катушка ниток в виде коровы и съедает вышивку - на себя наматывает. Или один старый-старый немецкий мультфильм на библейский сюжет. На экране выглядит как нечто движущееся, мерцающее. А сделано так - берется некая плоская подушечка, в которую вертикально втыкаются многие тысячи иголочек. Ставится боковой свет. А дальше - меняя уровень этих иголочек, достигают необходимое светотеневое соотношение. Труд жуткий.

- Со стороны кажется, что художник, который выполняет такую сложную работу, должен быть ужасно педантичным и аккуратным...

- Ну, художник - это образец неряшливости. Забыли стереотип - длинные сальные волосы, размашистая одежда? Посмотрите на мой рабочий стол. Я не убирался к вашему приходу, но и бардак специально не разводил. Художники - тоже люди, и я знаю много и педантичных, и неряшливых. Это ничего не значит. Более того, самое интересное - если, как правило, аккуратный рабочий аккуратно работает, то про художника сказать такое абсолютно невозможно. Человек, который размашисто живописует, может быть очень аккуратным, а человек, который делает миниатюры, может быть такой росомахой...

- Почему росомахой?

- Не знаю, может, я так сказал, потому что мне про зверей все интересно. Нравятся они мне. Особенно собаки. Вот у меня собака, такса. Я люблю рисовать собак, и чаще всего это таксы и сенбернары. Таксы - очень умные собаки. Вот, например, сторожевые собаки глупые - их задача - выполнить команды и все. А самые умные - охотничьи и некоторые декоративные собаки, но не левретки дрожащие, конечно. А из охотничьих умнее всего норные. Залезают они в нору, и надо в одиночестве принимать решение. Охотничьи собаки всегда думают, когда вы им приказ отдаете, - выполнять его или нет.

Ой, о чем это мы? Я же должен вам про мультики, а не про норки рассказывать... Только про мультики я уже вроде все и рассказал. - Спасибо, Юрий Викторович, если вы уже все рассказали, я побегу, скоро по первому каналу "Ералаш" с вашими мультиками, может, успею.

Татьяна Кузнецова

Раздел Ералаш Сегодня