Интервью с оператором Александром Мачильским. За время съемок ни одной камеры не пострадало...

В самом деле: за 35 лет работы кинооператором, Александ Сергеевич Мачильский, умудрился не испортить, на разбить и не замучить ни одной кинокамеры. – А как же иначе? Это же мой инструмент, мой хлеб, продолжение рук и глаз. В дождь и снег, в зной и холод я берегу камеру. Иначе нельзя, а то дядя Боря Грачевский заругается. Вот так началась наша беседа с главным кинооператором в «Ералаше» Александром Мачильским. Он снял первые сюжеты. Затем был длительный перерыв: снимал большие художественные фильмы с разными известными режиссерами, но всегда хотел вернуться в «Ералаш» и его мечта сбылась. На его счету более 300 сюжетов. Иные сняты за день, а с некоторыми пришлось повозиться больше 3 дней.

Помните, с чего началась операторская работа в Ералаше?

 А.М. Давно это было, но все очень хорошо помню. Самый первый сюжет – мой. А почему выбор пал на меня – да потому, что в тот момент я оказался свободным от основной работы оператором. Правда, снял я тогда сразу три сюжета, но взяли только один. Очень жаль сюжет, в котором снялся замечательный сказочный актер, всесоюзная Баба Яга, Георгий Милляр. Он играл сразу две роли – дедушки и бабушки, но по каким-то причинам этот сюжет отклонили.

Отличается Ералаш тогдашний от нынешнего, с точки зрения оператора?

А.М. Конечно! Сначала никто не воспринимал этот проект серьезно. Скажу честно, если бы не Хмелик и Грачевский, сняли бы десяток сюжетов и на этом бы все кончилось. И только благодаря им Ералаш стал солидным детским кино. Выделили место в 1-м павильоне, стали строить большие декорации. Проводились постановочные мероприятия – все как в большом кино. Сегодня, благодаря новым технологиям, требуется намного меньше времени, чтобы снять сюжет, смонтировать и озвучить. Кого тяжелее снимать – актеров детей или маститых кинозвезд? А.М. Детей труднее. Как только маленький артист понимает, что он главный на сьемочной площадке, все – начинает капризничать, ставить условия. Приходится и прикрикнуть и пошуметь. У нас чаще так: режиссер лаской, а оператор строгостью, добиваемся своего…

Скажите, в работе оператора можно совместить приятное с полезным?

А.М. Нравится работа на юге: у моря или в горах. Замечательный воздух. Часто снимаем рано утром – море чистое, народу мало. Удается немного отдохнуть после работы, искупаться, позагорать, слопать арбуз. Вообще-то, мне больше всего на юге нравится именно работать, а не валяться на пляже.

Бывают экстремальные условия сьемок?

 А.М. Как и во всяком кино. Высотные сьемки, сьемки в горах, подводные. И часто без особого оборудования, придумываем сами различные приспособления, мы же в России живем…

С чего нужно начинать, чтобы стать кинооператором?

 А.М. Самый первый шаг – фотография. Увлеченность фотографией помогает овладеть искусством выбора ракурса, понять свет, правила экспозиции и т.п. Когда вы в совершенстве овладеете композиционной фотографией и это вам нравится, смело поступайте в институт. Значит работа кинооператором – это то, что вам нужно!

 А что нравится в Вашей работе именно Вам?

 А.М. Я вижу будущее кино, будущую картину первым! И я решаю, как будет смотреть зритель кино – сверху, сбоку или снизу. Все думают, что на сьемочной площадке главный – режиссер, на самом деле – оператор главнее. Просто мы люди скромные, нам и второго плана достаточно.

Какие-то особенности работы оператором существуют?

 А.М. Как и во всякой профессии. У нас главное – тепло одеваться. Даже летом.

В самом деле: за 35 лет работы кинооператором, Александ Сергеевич Мачильский, умудрился не испортить, на разбить и не замучить ни одной кинокамеры. – А как же иначе? Это же мой инструмент, мой хлеб, продолжение рук и глаз. В дождь и снег, в зной и холод я берегу камеру. Иначе нельзя, а то дядя Боря Грачевский заругается. Вот так началась наша беседа с главным кинооператором в «Ералаше» Александром Мачильским. Он снял первые сюжеты. Затем был длительный перерыв...

Раздел Ералаш Сегодня: